Администрация

Секретарь

Девелопмент

Менеджер по развитию

Инженер технадзора

Специалист по градостроительному анализу

Департамент продаж

Специалист контакт-центра

Финансовый департамент

Аналитик по бюджетированию

присылайте сегодня резюме на work@stonehedge.ru

In English

17.02.2015

kvadroom.ru: Красивая жизнь под куполом

История атриума начинается в Древнем Риме, где он был внутренним двором дома, его центром. Атриум и сейчас в центре здания, служит местом притяжения, ведь атриум в современном понимании – открытое пространство внутри помещения, высота которого может составлять несколько этажей. Освещается это пространство, как правило, сверху за счёт проема в верхнем перекрытии.

Безусловно, это красиво. Юлия Тряскина, соучредитель архитектурного бюро UNK project, отмечает, что обычно атриумы размещают в точках наибольшего пересечения потоков людей, благодаря чему создаётся вертикальная коммуникация: атриум позволяет оценить масштаб здания.

Столь привлекательный архитектурный изыск сам по себе дорог и в проектировании, и в строительстве, и в содержании, а кроме того – это всегда потеря квадратных метров, на которых, в принципе, можно было бы заработать. Михаил Лиханов, директор направления коммерческого строительства компании STEP, рассказывает, что главные минусы атриумов заключаются в изрядной дороговизне и технологических трудностях:

«Необходимо сооружать купол, возводить его противопожарные ограждения. Кроме того надо монтировать дополнительные инженерные системы – это обогрев в зимний период и вентиляция и охлаждение летом. Помимо этого, стеклянный купол очень дорог в эксплуатации – техобслуживании систем, клининговых мероприятиях и прочем».

Однако появление атриумов в проектах диктуется не только тягой к прекрасному. Есть в них и свои выгодные плюсы.
Во-первых, это всегда дополнительная инсоляция здания. Именно поэтому атриумы часто используются в бизнес-центрах, торговых центрах, гостиницах и музеях. Юрий Салин, руководитель проекта NEO GEO, обращает внимание, что одной из причин появления атриумов в бизнес-центрах и является

необходимость создать естественное освещение помещений в глубине здания. Атриумы решают проблему рационального использования тёмных помещений. Михаил Лиханов добавляет, что, например, в Санкт-Петербурге очень строгий регламент застройки, а света не хватает: «Как раз из-за светового дефицита и для возможности создания дополнительной рекреационной площади петербургские архитекторы*

*и девелоперы и прибегают к строительству атриумов».
Во-вторых, как уже отмечалось, атриумы создают рекреационные зоны. В бизнес-центрах это всегда место для встреч и общения, в торговых центрах – место отдыха во время шоппинга или в перерыве рабочего дня. Однако, как отмечает Андрес Лильенстолпе, заместитель регионального директора SRV

в России, это пространство всегда должно работать и приносить дополнительный доход. Например, здесь могут располагаться рестораны, небольшие киоски, проходить мероприятия или иная коммерческая активность: «Важно найти правильный баланс в коммерческом использовании атриума, и не забывать, что его основная функция – общественное пространство. Но создавать атриум ради атриума нет смысла».

В третьих, атриумы позволяют экономить электричество, так как улучшают естественное освещение. Кроме того, большие холлы-атриумы улучшают и воздухообмен. И наконец, атриумы прибавляют зданию привлекательности. Они формируют целостную концепцию всего пространства. Например, Сергей Синкевич, операционный директор универмага «Цветной», рассказывает, что атриум в данном торговом центре формирует визуальный эффект

внушительности, а благодаря конструктивным решениям, заложенным на стадии проектирования, достигается ещё и зрительный эффект увеличения внутреннего пространства. Большой атриум позволяет посетителю сразу увидеть, что в здании несколько этажей. Итак, атриум – всегда красиво, а при грамотном подходе ещё и выгодно. Но стоит отметить, что со времён Древнего Рима о возможностях этого открытого пространства не забывали.

Атриумы есть не только в современных торговых и бизнес-центрах, но и в более старых зданиях, например, в ГУМе. Здание Верхних торговых рядов – одно из самых красивейших зданий в Москве. В виде трёх трёхэтажных пассажей, закрытых лёгкой и ажурной «крышей», оно появилось в 1893 году. Причём, это было настолько ожидаемое событие, что по поводу торжественного открытия Верхних торговых рядов был отслужен молебен!

Пассажи строилось по проекту А. Померанцева, а за самую красивую их часть, стеклянный купол, отвечал В. Шухов. Невесомость купола лишь кажущаяся – весь этот металлический каркас весит 800 тн, а его диаметр 14 м. Однако именно это стеклянное покрытие торговых рядов придаёт им уникальность.

Надо отметить, что небольшой атриум также способен творить чудеса в пространстве, причём даже в жилых домах, хотя там он встречается нечасто. Так, первый жилой дом с атриумом в Москве появился в 1992 году. «Парк-Плейс» – дом с внутренним двориком. Потом, в 2007 году, в Брюсовом переулке появился современный восьмиэтажный дом с двором-колодцем и стеклянным куполом сверху. Москвичи прозвали его «домом с деревьями».

Сейчас же такие дома строит девелоперская компания «СИТИ-XXI век». Атриумы есть в двух домах ЖК «Янтарный город», который располагается на берегу Строгинской поймы. Сергей Лядов, пресс-секретарь компании, рассказывает, что это было, во-первых, статусное решение, так как дома проектировались как объекты бизнес-класса.

А кроме того, атриумы являются общественными зонами, создающими дополнительный комфорт жителям. Здесь проходят дни рождения, выставки картин, собрания и другие мероприятия. Они также отведены под детские площадки и игры в настольный теннис. «Сначала жители высказывали сомнения в необходимости атриумов и дополнительных затрат на них.

Однако затем плюсы проектного решения стали очевидны. Атриумы хорошо помогают в формировании сообществ жителей, их объединении, что и предусмотрено концепцией «Миниполис»», – рассказывает Лядов.
Одним словом, атриум – это красота и комфорт, требующие материальных затрат. Но разве это когда-то было бесплатным?
www.kvadroom.ru